Вопрос-ответ
Антимонопольное регулирование
Каковы сроки обжалования положений извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, проводимой в соответствии с Законом № 44-ФЗ?
Жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Каковы сроки обжалования действия (бездействия) заказчика, совершенных после окончания срока подачи заявок при проведении электронных процедур в соответствии с Законом № 44-ФЗ?
Подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта контроля допускается в период определения поставщика, но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика, подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона).
Каков порядок заключения государственного контракта по результатам закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ?

В течение пяти дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов закупки (электронного аукциона, открытого конкурса, запроса котировок, запроса предложений) заказчик размещает проект контракта без своей подписи.

Затем, в течение пяти дней победитель либо подписывает проект контракта и размещает документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий. Протокол разногласий можно разместить только один раз.

В случае размещения победителем протокола разногласий заказчик рассматривает его в течение трех рабочих дней и размещает доработанный проект контракта, либо повторно размещает проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя. Победитель в течение трех рабочих дней подписывает контракт и размещает его на электронной площадке, а также документ и (или) информацию, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта. В течение трех рабочих дней заказчик обязан разместить в ЕИС и на электронной площадке подписанный со своей стороны контракт.

Следует учитывать, что контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в ЕИС протоколов подведения итогов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе, соответственно, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, итогового протокола.

В каких случаях возможно обжалование действий (бездействия) заказчика (комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки) в соответствии с Законом № 223-ФЗ?

Любой участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика (комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки) при закупке, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Обжалование осуществляется в следующих случаях:

  1. осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона № 223-ФЗ и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика;
  2. нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки требований, установленных Законом № 223-ФЗ;
  3. не размещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с Законом № 223-ФЗ размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
  4. предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
  5. осуществление заказчиками закупки в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупке и без применения положений Закона № 44-ФЗ, предусмотренных частью 8.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, частью 5 статьи 8 Закона № 223-ФЗ, включая нарушение порядка применения указанных положений;
  6. не размещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кто может обжаловать действия (бездействия) заказчика, совершенных после окончания срока подачи заявок при проведении электронных процедур в соответствии с Законом № 223-ФЗ?
Жалобу на действия (бездействие) заказчика, которые совершены после окончания срока подачи заявок, может направить только участник, подавший заявку на участие в закупке.
Каков порядок заключения контракта по результатам закупки, проведенной в соответствии с Законом № 223-ФЗ?
Договор по результатам конкурентной закупки по общему правилу можно заключить не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В отношении неконкурентной закупки требования к сроку отсутствуют. Заказчик определяет их самостоятельно в положении о закупке.
Как исключить свою компанию из реестра недобросовестных поставщиков (Закон № 44-ФЗ, Закон № 223-ФЗ)?
Компания, которую антимонопольный орган включил в реестр недобросовестных поставщиков, вправе обжаловать решение в арбитражный суд. Срок обжалования таких решений составляет три месяца со дня принятия соответствующего решения антимонопольным органом. Обжаловать решение нужно по месту нахождения антимонопольного органа, территориальная подсудность.
В какой срок можно обжаловать решение антимонопольного органа о нарушении законодательства о защите конкуренции?
Юридическое лицо вправе обжаловать решение или предписание антимонопольного органа в течение трех месяцев в арбитражный суд или в коллегиальный орган ФАС России. Сроки исчисляются с момента принятия решения или выдачи предписания. Обжаловать решение нужно по месту нахождения антимонопольного органа, территориальная подсудность.
Какие решения и предписания территориальных антимонопольных органов могут быть обжалованы в коллегиальном органе ФАС России?

В коллегиальном органе ФАС России могут быть обжалованы только решения и предписания территориальных антимонопольных органов по делам о нарушении антимонопольного законодательства, включая решения о прекращении рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, решения и предписания, принятые (выданные) по итогам пересмотра решений и (или) предписаний по делам о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам.

Не могут быть обжалованы в коллегиальном органе ФАС России решения и предписания, принятые территориальным антимонопольным органом в порядке статей 18.1, 33 Федерального закона «О защите конкуренции» или по делам о нарушении законодательства о рекламе, Закона № 44-ФЗ, Закона № 223-ФЗ.

Приостанавливается ли исполнение предписаний, вынесенных в соответствии с 44-ФЗ, 223-ФЗ, в случае их обжалования в судебном порядке?
Обжалование решений, предписаний, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб участников закупок на действия заказчиков, комиссии по осуществлению закупок, не приостанавливает исполнение предписания
Приостанавливается ли исполнение предписаний, вынесенных в соответствии с Законом о защите конкуренции, в случае их обжалования в судебном порядке?
В случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу, за исключением предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, если иное не предусмотрено судебным актом.
Допускается ли обжалование в коллегиальном органе ФАС России решения или предписания федерального антимонопольного органа?
В коллегиальном органе ФАС России могут быть обжалованы только решения и предписания территориальных антимонопольных органов. Решения и предписания ФАС России, а также коллегиальных органов ФАС России не могут быть обжалованы в указанном порядке.
Какая административная ответственность предусмотрена за заключение картеля/участие в картеле?

За заключение картеля, участие в нем предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

- на юридических лиц - от трех сотых до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них

- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Какая уголовная ответственность предусмотрена за заключение картеля/участие в картеле?

Уголовная ответственность предусмотрена за ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере,

- наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

Те же деяния:

  1. совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
  2. сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;
  3. причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере,

- наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

Вышеназванные деяния, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

Доходом в крупном размере в данном случае признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере - двести пятьдесят миллионов рублей.

Крупным ущербом в данном случае признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом - тридцать миллионов рублей.

Лицо, совершившее вышеназванное преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Возможно ли обжалование в коллегиальном органе ФАС России только решения или только предписания территориального органа?
В коллегиальном органе ФАС России может быть обжаловано как отдельно решение территориального антимонопольного органа (без одновременного обжалования предписания), так и только его предписание. Запрет законом не установлен.
Обязательно ли при доказывании картеля устанавливать ограничение конкуренции от его деятельности?
Запрет на картельное соглашение является запретом «per se», соответственно, не требуется доказывания ни экономической выгоды участия хозяйствующих субъектов, ни негативного влияния на конкуренцию.
Закажите обратный звонок для консультации
Запрос принят!
Ожидайте звонка.